Сергей Чонишвили: "В театре я предпочитаю работать, а не заниматься устройством семейной жизни".
Обстановка "Театрального ресторана актеров Москвы" скорее располагала к любовному свиданию, чем к деловой
встрече. Отказавшись от выпивки и зализывая край очередной самокрутки, князь Шадурский вопросительно смотрит на
меня: Есть будем?
Судьба Мастера определена
Еще с институтской скамьи его прозвали Мастером. Одни говорят, что за умение влюблять в себя людей, другие за
актерский талант. Телезрители помнят его как князя Шадурского из сериала "Петербургские тайны". Подростки знают его
как Бивиса и Бат-Хеда, которых он озвучивает на МТV. В действительности же он Сергей Чонишвили.
Родом Сергей из Омска. Его родители известные омские актеры привили сыну любовь к театру. Своей грузинской фамилией
он обязан деду.
Мой дедушка по отцовской линии был профессиональным революционером-меньшевиком. Большую часть своей жизни он провел
в тюрьмах. Закончил жизнь простым бухгалтером. До последнего дня носил на работу теплые вещи, ждал, что за ним
придут. От расстрела его спасла только случайность.
Вообще у меня много кровей: русская, польская, грузинская, немецкая, французская, шведская.
Не найдя в своем родном городе театрального вуза, Сергей отправился в Москву. В Щукинском, куда он попал, Сергей не
пропускал ни одной лекции, а пить и курить начал только на четвертом курсе.
Это не потому, что я такой правильный. Просто красный диплом давал возможность свободного распределения и повышенной
стипендии, что для меня, немосквича, было очень большим плюсом.
Окончив училище, Чонишвили сразу оказался у Марка Захарова.
Сначала меня брали в "Сатиру", но там не дали штатную единицу. Следующий театр, где я показался, был "Ленком". В то
время было два кумирных спектакля: "Жестокие игры" и "Оптимистическая трагедия", где я тут же получил роль со
сло-ва-ми (иронично. М.В.). Кстати, последний я до сих пор считаю лучшим спектаклем Захарова. Автоматически я попал
в "Юнону" и "Звезду", поэтому пробоваться куда-то еще не имело смысла.
Проработав в "Ленкоме" 13 лет, Сергей Чонишвили тем не менее получил широкую известность только после отечественного
телесериала "Петербургские тайны". До этого его актерский талант могли оценить только заядлые театралы, посмотревшие
"Мудреца", "Варвара и еретика", "Старый квартал", "Игру в жмурики", "Королевские игры"...
Сергей, по его собственному утверждению, романтик и оптимист. "Правда, говорит он, возраст для активной романтики
уже неподходящий". (Летом ему исполнится 34 года.)
Помимо своего театра ты работаешь в "Табакерке". "Ленком" ревнует?
Нам нечего там делить. Я не занимаю ничье место. Была однажды форс-мажорная ситуация: Дима Бродецкий ввелся на мою
работу в "Психе". Три года до этого играл я один. А тогда мне нужно было играть в двух спектаклях одновременно.
Понадобился срочный ввод. Говорят, что Дима сыграл хорошо, я, к сожалению, не видел.
"Мистификация"
Это моя последняя работа, и потому любимая. Как последний ребенок. С ней у меня произошел какой-то прорыв. Плюс, что
для меня очень важно, замечательный репетиционный процесс. Обычно это дело муторное, тяжелое и малорадостное. Роль
начинается только на каком-то этапе. А тут как-то так сложилось, что все получили удовольствие от работы.
Твой Ноздрев просто покорил театральную Москву. Как тебе далась эта роль?
Я вообще на вопрос о ролях обычно отвечаю: "Приходите и посмотрите".
Говорят, что каждый журналист мечтает написать книгу, а каждый актер сыграть Гамлета. У тебя есть роль-мечта?
Опять примета: если я произнесу вслух эти роли, то точно их не сыграю. Могу сказать только, кого не сыграю уже
никогда Ромео. Возраст уже не тот. Еще не сыграю Палиевского. Мне очень понравилась эта роль, когда я читал сценарий
"Сибирского цирюльника". Знаешь, бывают попадания такие, я уже видел, как его сделать. Но мне сказали, что я старый
для этого варианта. Меньшиков там единственный юнкер, которому больше 25.
Вообще, у меня профессия зависимая что дают, то и играю. Пытаюсь из маленьких ролей выжать все что можно в
профессиональном плане. Я ведь не снимаюсь с 95-го года. Ну вот три раза прокрутили "Тайны". Есть конкретные
предложения? Честно были. От каких-то пришлось отказаться, а в чем-то такая конкуренция.
Кому из режиссеров ты бы не смог отказать?
Отечественных? Никите Михалкову. Я считаю, что Никита Сергеевич тот человек, который делает свое дело, и делает его
хорошо. Его фильмы качественны и конкурентноспособны. Поэтому плохими уже быть не могут. Когда кто-то говорит: "Дайте
мне 40 миллионов, я сниму такой же фильм" я не верю.
Московские тайны
Будучи уже однажды женатым, к семейной жизни Сергей относится очень серьезно. Говорит, что настоящая семья это когда
люди, придя домой, закрываются и отключают телефон.
Те женщины, которых я любил, были всегда талантливы. Я люблю свою мать за то, что она действительно замечательная
артистка и еще умудряется создавать уют в доме, будучи занятой 24 часа.
Я бы не хотел, чтобы моя жена сидела дома. Рано или поздно я получу бомбу замедленного действия.
Ты говоришь, как знающий человек. У тебя есть дети?
Я бы не хотел отвечать на этот вопрос.
Значит, есть. Иначе ты бы ответил по-другому.
Понимаешь, есть люди, которые никогда не говорят о своих детях, а потом вдруг выясняется, что они у них есть.
То есть ты сам не знаешь, есть ли они?
Я-то знаю.
Ты создаешь впечатление человека влюбчивого. А романы с партнершами у тебя были?
Я, конечно, не бесчувственный чурбан, но в театре предпочитаю работать, а не заниматься устройством семейной жизни
(она у меня, кстати, до сих пор не устроена).
Это так мешает работе?
Это не то что мешает работе, это противопоказано работе! Если два человека, которые живут совместной жизнью, выходят
на сцену и им играть нечего, это ужасно.
Но ведь есть прекрасные семейные дуэты.
Это исключение из правил.
Ты сам хотел бы иметь жену-актрису?
Может быть, актрису, но из другого театра.
Ты часто играешь злодеев и соблазнителей. Как девушки на это реагируют?
Боятся они меня или нет, я не знаю. Я знаком в основном с теми людьми, с которыми работаю. Девушки, которые меня
будут ассоциировать с моими персонажами, меня вряд ли заинтересуют.
Какой романтический поступок совершал ради девушки?
Мог сорваться в другой город. Однажды по отвесной стене залез на второй этаж, пробил головой форточку и залез в
квартиру к девушке. Правда, выглядело это не очень романтично, потому что я в той форточке застрял. (Смеется.)
И что же, девушка тебя вытаскивала?
Да нет, я сам вылез.
Самое главное, чтобы романтика не мешала другим людям жить. Сегодня у меня уже разум преобладает над романтическими
позывами.
Ты очень не любишь говорить о своей личной жизни. Но публичная профессия подразумевает сплетни.
Меня всегда настораживают и раздражают сплетни. Человек, который занимается моей профессией, то есть открыт
окружающим, не должен ничего говорить о своей личной жизни, иначе он теряет собственное лицо.
Есть большая разница между Чонишвили, играющим Шадурского или Ноздрева, Чонишвили, пишущим стихи и прозу, и
Чонишвили, стирающим свои рубашки.
Что изменится от того, что кто-то узнает, с кем я живу? Это что, повлияет на профессиональные качества? Например,
узнали, что Элтон Джон голубой. Он же не стал от этого хуже петь.
Кстати, о голубых. Как ты относишься к людям с нетрадиционной ориентацией?
Нормально, если они не воинствующие. Потому что когда это касается меня непосредственно, я могу и по роже дать.
А что, были попытки?
Были. Например, такой забавный случай. Это было еще в студенческие годы. Стоял декабрь. Я возвращался домой. Иду по
дворам. Вдруг передо мной возникают два амбала. Один хватает меня сзади и пытается стянуть с меня штаны. А второй в
это время расстегивает ширинку. У меня 10-секундный шок. Тут я чувствую, что тот, который меня держит, не может
справиться с молнией на моих штанах, локтем бью его во что-то. Второго сбиваю с ног и делаю такую пробежку! Надо
сказать, что так быстро я больше никогда не бегал.
Но это еще не все. Пробежав какое-то расстояние, я выскакиваю на дорогу, торможу первую машину, сажусь и заикаясь
говорю: "П-п-поле-жаевская". Водитель, внимательно посмотрев на меня, участливо спрашивает: "Что, от чужого мужа убегал?"
Ты влюблялся в известных женщин?
Я был влюблен в Настю Вертинскую после "Гамлета".
Она об этом знала?
Она даже не знала о моем существовании. Еще я влюблялся в Ширли Макклейн. Она гениальная актриса. Раньше мне
нравилась Шарон Стоун. Когда я узнал, что у нее еще и один из самых высоких коэффициент ов интеллекта, понял, что
не ошибся.
Стакан "воды"
Как ты отдыхаешь?
На это нет времени. Последний раз выбрался в Ригу к друзьям на три дня. Проспал целые сутки. Они мне говорят:
"Слушай, ты что, отдыхать сюда приехал?" Оставшиеся двое суток я никому не давал спать. Мы веселились так, что меня
уже выгоняли обратно домой.
Есть такая точка зрения, что артисты люди богемные. По вечерам сидят в ресторанах, рассказывают друг другу всякие
байки, выпивают. Поздно встают, вечером влегкую играют спектакль и получают при этом большие деньги.
Конечно, уровень некоторого позерства у актеров существует. Однажды мне нужно было ехать на важные переговоры, а
денег не было. Не было даже пиджака. Я одолжил его у друга. Доехал на метро, постаравшись не помять и не испачкать
брюки. Вышел на одну остановку раньше, поймал такси и подъехал на нем к месту встречи. Таким образом я потратил
двухдневный паек, но это могло оправдать затраты.
Ты веселый человек?
Уровень юмора подразумевает большое пояснение к программке. Одни смеются над чем-то, другие нет. Самый забавный
случай был у меня на съемках фильма "Дезертир" в Одессе. У меня там была сцена с партнером, которую снимали осенью, в
одесском трамвае. Партнера на съемках не было, и у меня на плече вместо его руки лежала рука дублера. Сцену партнера
снимали в Питере, зимой. И вместо меня из трамвая выходил дублер. Когда я прилетел на озвучание, партнер как раз
уехал. Получилось, что мы сыграли сцену, так друг друга и не увидев. Смешно?
Еще был случай, когда меня провожали в армию, я играл спектакль "Жестокие игры". На сцене день рождения. На улице
май. Я по сценарию наливаю стакан воды, выпиваю, а там водка... Допивали мы уже после спектакля...
Поединок между актером и поэтом
Прочти что-нибудь из своих стихов.
Сейчас, подожди минутку. (Уходит. Возвращается с небольшой тетрадкой.) Вот, почитай, у меня тут поэмка есть небольшая.
Мне бы что-нибудь поменьше.
Ну, ты пока почитай, а я тебе накропаю несколько в блокнот.
Листаю тетрадь, всю исписанную твердым неразборчивым почерком.
Обманывать себя, вкушая комплименты,
Впадая тут же в состояние экстаза,
Достойный труд для человека-унитаза,
Чей смысл жизни только экскременты.
Ах, как удобно, сидя на карнизе,
Плевать на головы толпящихся плебеев.
И ничего на свете нет милее
Тупого ожидания иллюзий.
(То есть их воплощения в реальность.)
А о чем твой роман?
Это не объяснишь. Нужно читать. Могу только сказать, что в нем три действующих лица, которые никак друг с другом не
пересекаются.
Говорят, что американский театр в упадке. На современные авангардные постановки никто не ходит, а классические уже
почти не ставят. Ты был в Штатах, каково твое впечатление?
Не знаю, ходят или нет, во всяком случае, ежегодные шекспировские спектакли в Центральном парке под открытым небом
собирают колоссальное количество зрителей.
Можно сказать, что и наш театр в упадке, это не значит, что ничего нового не будет происходить. Театр вообще живая
вещь, которая развивается по своим определенным законам. У нас замечательные артисты с большим потенциалом. Я думаю,
что ни в одной стране мира не найдется такого количества людей, которые за такую зарплату будут с такой любовью
относиться к сохранению культуры. Если такие люди есть, значит, страна будет существовать.
Звоню Сергею после интервью, чтобы завизировать текст.
Я тут сравнила тебя с булгаковским Мастером, а самое главное спросить забыла. Ты уже нашел свою Маргариту?
Знаешь, пусть это останется со мной. Я не люблю, когда люди пытаются залезть ко мне в постель. Так и напиши. Тем
более что свою собственную кровать я еще не купил.
А насчет Мастера, это ты зря. Я не закончу, как он.