КАРТИНКИ  ВИДЕО  СТАТЬИ  ЗВУКИ  ИГРЫ  ТИПА СКЛАД  ССЫЛКИ
МЫЧАНИЕ РЕБЯТ

Каждый нормальный человек, переключая каналы и наткнувшись на мультик про двух идиотов на MTV, моментально перескочит на канал "Культура". И правильно сделает. Потому что Культура у нас превыше всего. Бивис и Батхед (далее ББ) никакого отношения к Культуре не имеют и иметь не могут. И МTV, понятное дело, тоже никак не может рассматриваться как Культура. Даже красивые живчики, которых так корежит и колбасит на красивых синтетически-параноидальных ландшафтах, и то не могут быть приняты к рассмотрению как феномены этой самой Культуры.

Тупая настойчивость

А два мерзких типчика, похождения которых с тупой настойчивостью расписывают на MTV, уж точно не могут быть причислены даже к Цивилизации по причине полной бескультурности и дремучего невежества. Впрочем, культура на канале Культура тоже выглядит неадекватно - там напрочь отсутствует такой важный компонент культуры, как способность к саморефлексии, то есть критике собственных механизмов функционирования. Все это совершенно не смешно и всякие хиханьки-хаханьки здесь абсолютно неуместны. Радикально было бы вообще запретить показ ББ на отечественном телевидении по причине оскорбительного и разрушительного поведения главных героев. Чему эти уроды и дегенераты могут научить подрастающее поколение?

Но дело не только в этом. Запретить ББ надо еще и по другой причине: они - попытка подрыва основ общества. Прикинувшись придурками и идиотами, ББ взяли на себя роль критической машины, перемалывающей основные принципы самого святого, что есть в современном обществе - шоу-индустрии. Сюжеты о похождениях мерзкой парочки перебиваются музыкальными вставками, где ББ гадко издеваются над музыкальным бульканьем стандартизированного музыкального продукта. То есть ББ и есть последние критически настроенные интеллектуалы конца ХХ века. - Как всегда эти бакланы ничего не поняли. Никогда. Хехехе. - Запретить ББ будет круто. Хихихи.

Тлен и суета сует

По этой причине попытка понимания и обречена на неудачу. ББ сами по себе являются критическим текстом, и поэтому мои попытки хоть что-то уяснить ничего нового не прибавят и не убавят. И так все понятно. Всей пишущей журналисткой братии чуть ли не каждый день говорят о том, что бакланы-читатели ничего не поймут. Писать нужно короткими предложениями и чтобы сразу все было понятно. ББ знают все. Поэтому и пишу про ББ. Потому что должно быть понятно.

Но умею ли я писать и рассуждать вообще? И зачем мне вообще чего-то понимать? К конце века мир пришел к состоянию, когда типовые структуры познания мира - начиная с марксизма, психоанализа и кончая постструктурализмом окончательно провалились и превратились в немелодичное бульканье, до омерзительности похожее на музыкальный силос MTV. Все эти отмычки уже не дают даже иллюзии приближения к сущностям предметов. Стало казаться, что эти сущности - сами по себе сплошная видимость, то есть кажимость. Отчуждение в капиталистическом обществе, о котором говорили прогрессивные марксисты, зашкалило за все мыслимые пределы. ББ категорически не способны к коммуникации с миром и точно так же не в состоянии понять, зачем им это нужно. И я, сев писать статью про ББ как героев нашего времени, вдруг совершенно перестал понимать, зачем я все это делаю. По всей видимости, ББ представляют собой страшный вирус, разлагающий любой текст. Запретить их надо, немедленно запретить и стереть воспоминания. Иначе полный конец всему.

Роланд Барт, культовый для всех умников мыслитель семидесятых, однажды не без кокетства объявил о смерти Автора. Это был очень красивый жест, но в девяностых умер уже Текст. Перед смертью покойник сильно потел и мутировал. И не следует думать, что это только наша отечественная проблема. Так последовательно потели тексты феминистические, левые, монетаристские, либеральные, радикальные. Направленные против глобалистского империализма патетические филиппики великого революционера наших дней субкоманданте Маркоса столь же тухлы, сколь и камлания экспертов МВФ. Монетаристская феня, ради которой Пиночет гноил своих соотечественников на стадионе Ла Монеда, также давно не обладает такой силой, которая позволила бы увлечь миллионы сограждан подняться с лавки и снова делать такие ужасные вещи с другими согражданами.

"Сильная рука" может обозначать или ментально-физическую практику индивидуального самовоспитания в карате, или особого рода политическую стратегию. Носитель этой стратегии (или иначе - дискурса), может быть молчалив и загадочен. Так в свое время изъяснявшийся короткими смачными фразами-цитатами Сталин победил красноречивого болтуна Троцкого. И, несмотря на это, отечественная интеллигенция испытывала совершенно безосновательные надежды на генерала Лебедя - из него не получится Сталина по той же причине, по какой из Жириновского не получится Троцкого. Ни за Лебедем, ни за Жириновским, несмотря на очевидное сходство речевых стратегий соответственно со Сталиным и Троцким, не стоит никакой выраженной великой идеологии, которая бы позволила сплотить в строгие ряды дисциплинированный аппарат или собрать народ в поход к Индийскому Океану.

Все наши политики, за исключением, может быть, Лужкова - типичные постмодернистские персонажи, (симулякры), совершенно полые изнутри феномены, целью которых остается только поддержание внешнего вербального имиджа. Правда, и они не виноваты в происходящем - в России распад политического Текста начался еще с Леонида Ильича Брежнева и убаюкивающего косноязычия Горбачева. Но и постмодернизм был последней безуспешной попыткой интеллектуалов спасти Текст от окончательного выгнивания изнутри. И теперь, после постмодернизма, можно только мычать, как говорил несколько лет назад радикальный художник Осмоловский. Сегодня аналитический, то есть ответственный текст возможет только как компьютерный вирус, разъедающий программное обеспечение слишком хорошо организованного мира. Или что-то типа того.

Геополитика

Cовершенно непонятно, зачем и почему MTV, исполняющему роль своего рода идеологического отдела несуществующего Мирового Правительства, понадобилось внедрять ББ, этих откровенных террористов, в свои структуры. Скорее всего, это хорошо продуманная вакцинация, предотвращающая страшную эпидемию. Очень разумный шаг - зло надо душить в зародыше. За всеми этими предположительными обоснованиями странной и самоуничтожительной политики MTV проглядывает и предельно циничная позиция самих идеологов шоу-бизнеса - мы понимаем, что производим полную фигню, но вы эту полную лабуду, бакланы, и так заглотите. Это вовсе не новая ситуация - римские плебеи и в самом деле хотели только хлеба и зрелищ, а настоящие патриции духа организовывали прекрасные, ужасные и грубые зрелища лишь для любования своим духовным превосходством над этим плебсом. В таких условиях рожденное в XIX веке сентиментальное отношение к низшим классам, которых надо просвещать и поднимать, все эти истории про "маленького человека", к которому необходимо испытывать сочувствие, отдают невменяемым идиотизмом. Впрочем, в новой мифологии есть место и для "малых сих" - так в ура-патриотических голливудских блокбастерах мир от катастрофы спасают как раз малые - спившийся летчик-ветеран в "Дне независимости" или опять-таки пьяный русский космонавт в "Армагеддоне". Но к нашим героям, вернее, к героям Нашего времени ББ эта мифологема неприменима - их просто невозможно полюбить, поэтому невозможно и просветить, потому как они есть сама Цивилизация.

Впрочем, известно, что МТV канал-то в самом деле европейский, хозяева сидят в Англии. Tак что самый простой способ интерпретации Б&Б - это рассматривать их как вечные английские шутки над дураками-американцами. Огромной части наcеления планеты, подсевшего на американские психотропные хотдоги и блокбастеры, весьма импонирует та интеллигентная вальяжность, с которой старушка-Европа зло подхихикивает над противозными янки. Да и сами американцы, как известно, тоже готовы посмеяться над тем, как создатель сериала, британский интеллектуал Майк Джадж, последовательно разрушает все американские ценности. Им лестно, им кажется, что Мировая деревня - это американская деревня. Улица, фонарь, аптека, как верно заметил Слава Курицын. Супермаркет, колледж, дискотека. Идиотизм деревенской жизни, как говорил товарищ Ленин.

"Новый порядок", о котором сейчас так много говорят, не может поддерживаться ракетами или специальными соединениями. Это прежде всего порядок потребления. Но именно этот стройный и такой привлекательный мир товаров почему-то вызывает у некоторых отщепенцев желание все разрушить и разбить. Впрочем, эти действия тоже идут на пользу - будет повод прикупить новых и новейших патентованных вещиц самой последней разработки. История мультяшных героев, начиная с диснеевских, круто замешана на мелких пакостях, которые творят эти, как правило, мелкие животные. Конечно, добродушные розыгрыши зловредных мышей приносили разрушения окружающему благополучному буржуазному миру. Ну и пусть, дети вырастут и сами со временем станут респектабельными буржуа. Но потом грянула молодежная революция шестидесятых, и шкодливые дети оказались непреклонными бунтовщиками и профессиональными террористами. К счастью, и геронтократия и ювенилократия имеют свои ограничения - геронтократы в конце концов умирают, а молодежь становится взрослой. Но уже к восьмидесятым панки, последний всплеск ювенилократии, сами стали частью шоу-бизнеса. И после этого все последующие волны молодежной моды были продуктом шоуменов и преследовали только одну цель - выкачать из родителей как можно больше денег на разные экзотические шмотки. А вот ББ как бы и не участвуют вовсе в изнуряюшей гонке потребительского общества, им не нужны все эти бананы, банданны, сидишники и ролики. Видаки-шмудаки, как говорили Митьки. Духовные потребности ББ вполне удоволетворяются старым телевизором, а телесные - чипсами и газировкой.

В лице ББ потребительское общество породило собственных могильщиков, которым нечего терять, кроме старого телевизора, и которые свободны, потому что не потребляют. Непотребление - самое страшное, на сегодняшний день, преступление. Возможно, что как раз по этой причине и буксуют либерально-монетаристские затеи в России, где массы чувствуют себя вполне спокойно, когда накопают картошки и настреляют немного денег на дешевую водку и сигареты "Прима". Так что тот небольшой процент подвижников-идеалистов, которые готовы пойти на все и работать с утра до ночи, чтобы поменять свои старые "Жигули" на старую "Тойоту", и есть единственная надежда России и всего мира. Но и в самой России патриции духа тоже дремлют, возбуждая всеми силами манию бесконечного потребления. И если внимательно присмотреться, то окажется, что читатели журнала "Домовой" - вовсе не новорусские принцессы, а только хотят стать ими, "ОМ" читает пригородная гопота на грязных дискотеках, "Медведя" внимательно изучают шоферы и бодигарды в кожаных куртках, ожидающие боссов возле контор, а доведенные до идеальной пустоты тексты издательского дома "Коммерсантъ" предназначены вовсе не олигархам, а мелким оптовикам и средним крепким хозяйственникам.

Но сказано: "Блаженны нищие духом - ибо их есть царствие небесное." Кстати, на Рождество была показана просто фантастическая история о том, как ББ запросто обдурили посланного за ними ангела. С ними ничего не может случиться - ни плохих концов, ни хэппиэндов. Эта история никогда не закончится. ББ вообще невидимы для потребляющего общества Мировой деревни, поэтому с ними не может случиться ничего плохого, несмотря на всю их патологическую телесность - от них пахнет потом, их непрерывно тошнит, им хочется отлить, сожрать гамбургер, трахнуться, у них текут сопли, они громко испускают газы... Конечно, психоаналитик скажет, что это анальная стадия, ну и что с того? Или, например, что ББ символизируют бунт против Отца. Подсознательное, как говорил Лакан, организовано как текст. И опять-таки, что в этом такого?

История

Сериал про ББ организован не только как бессознательное, но и как история. История после Истории разбита на короткие связные stories, то есть анекдоты ("знал дней прошедших анекдоты"). Правда, сами ББ точно их не знают, они даже не подозревают о таком способе отношения к Миру. Именно поэтому им так легко и без видимого усилия удается сметать и перемалывать персонажей, связанных с мощными явлениями истории - учителя, бывшего хиппи, соседа, который оказывается вьетнамским ветераном, ФБРовцев, феминисток, адвокатов, отставного сержанта спецназа, работающего учителем физкультуры, и собственных папаш - старых байкеров. И много еще кого, о ком мы все знаем из американского кино. Времени, то есть res gestae, истории поступков за ББ уже не будет, они и есть это самое Время без времени. Поэтому ББ - своего рода анимированные агенты Скалли и Малдер, машины, которые тестируют пространство и время, одновременно их уничтожая.

И единственная надежда - на то, что ББ, люмпены языка и общества потребления, умрут девственниками, им так никто никогда и не даст.

Именно поэтому и настоящий текст не имеет никакого смысла. Ну типа конец и все такое...
 


 
Design and support by BUHT

 
Hosted by uCoz